Нарратив
О Сайте "Центр кризисной психологии"
Нарратив Дата публикации: 2012-02-01 16:17:11




Проект «Кризисная психология» существует около 19 лет. Его зарождение связано с появлением государственной программы «Социально-психологическая реабилитация и социально-правовая защита детей и подростков, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС», которая была принята в 1991 г. У истоков создания научно-практического направления «Кризисная психология» стоял доктор психологических наук, профессор Леонид Абрамович Пергаменщик.

С 1991 по 1999 г. – романтический период в истории кризисной психологии. В начале 90-х годов психологов было крайне мало. У них не было глубоких теоретических знаний по психической травме. У них был скорее эпизодический опыт работы с пострадавшими, да и категория пострадавших не была точно определена. Литературу, в которой эти знания можно было бы почерпнуть, найти было невозможно.

Для реализации государственной программы «Социально-психологическая реабилитация и социально-правовая защита детей и подростков, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС» в 1993 г. при Национальном институте образования был создан Центр психолого-педагогических проблем Чернобыля. Направления его деятельности: научные исследования, обучение психологов (самообучение), проведение международных конференций, оказание психологической помощи и поддержки пострадавшим. С психологами Национального института образования (с 1991 г.) сотрудничали психологи многих вузов Республики Беларусь и, прежде всего, кафедры психологии БГПУ им. М. Танка.

В соответствии с государственной программой Центр психолого-педагогических проблем Чернобыля приступил к созданию центров психологической помощи. В те годы было создано 15 центров. На III Международной конференции «Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф» (Минск, 1996 г.) в одном из докладов, посвященных деятельности этих центров, отмечалось, что в центры обращаются дети и взрослые, мужчины и женщины, представители самых разных социальных слоев. В большинстве случаев помощь оказывается в виде индивидуального консультирования. Высокую эффективность показывают групповые формы работы с детьми в местах лечения и отдыха.

В течение пяти лет, с 1991 г. по 1996 г., проводилась подготовка практических психологов на краткосрочных курсах. Появились знаменитые в 90-х годах «неманские вечера» (по месту проведения семинаров). Психологи знакомились с практикой оказания психологической помощи, узнавали, что скрывается за такими таинственными словами, как «психодрама», «психосинтез», «гештальттерапия», «телесно ориентированная терапия».

С 1993 г. по 2002 г. в республике проводились международные конференции «Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф». Девять конференций стали школой познания теорий, которые вышли из практики, и практик, которые базировались на серьезных теориях.

Следует отметить, что возмужание кризисной психологии проходило параллельно с социально значимыми акциями, такими как психологическая помощь пострадавшим от террористического акта в детском саду (1996 г.), пострадавшим в трагедии на Немиге (1999 г.), пострадавшим в результате трагического случая в школе г. п. Краснополье (2003 г.), семьям летчиков, погибших в небе над Сомали (2006 г.). Волонтерская работа кризисных психологов имела значительный социальный отклик.

К концу XX века романтический период в истории белорусской кризисной психологии закончился. Центр кризисной психологии переместился в вузы, где кризисной психологии продолжали обучать будущих психологов. Роль лидера в кризисной психологии взял на себя БГПУ им М. Танка – факультет психологии, кафедра прикладной психологии. Именно оттуда приходили новости и научные, и образовательные, именно там формировались отряды по оказанию психологической помощи пострадавшим.

Время между романтическим и реалистическим периодом можно назвать переходным. Подрастали молодые специалисты, которые не страдали из-за отсутствия научной литературы, у которых не было теоретических и практических пробелов в знаниях: старшее поколение постаралось об этом позаботиться. Появилась возможность иначе взглянуть на теоретические и практические основания кризисной психологии. Это позволяет говорить о следующем этапе развития кризисной психологии – объединительном, или реалистическом.

Объединительный этап характеризуется несколькими признаками. В течение 2006 – 2008 г. кризисные психологи Беларуси установили научные и практические контакты с коллегами из большинства стран СНГ. Произошел пересмотр методологических оснований оказания психологической помощи. Наблюдается переход от одной методологии к интегративным моделям, таким, например, как BASIC Ph (M. Lahad).

По инициативе профессора, доктора психологических наук, Леонида Абрамовича Пергаменщика создается сообщество кризисных психологов Беларуси. Первым этапом работы и, вместе с тем, важным событием для кризисной психологии в Беларуси явилось создание сайта "ЦЕНТР КРИЗИСНОЙ ПСИХОЛОГИИ".







история   

анонсы  веб сайт  история  постмодернизм  нарратив  исследование  кризис  стресс 
© «Белорусский центр кризисной психологии», 2009-2010